Выставка – это уникальный маркетинговый механизм, объединяющий все
инструменты продвижения и сбыта продукции. Тем не менее, выставочная
культура в нашей стране - явление еще достаточно молодое. В связи с этим в
процессе организации выставок и подготовке к участию в них возникает немало
трудностей у экспонентов и даже у самих организаторов.
ПОЧЕМУ ВЫСТАВОК СТАЛО ТАК МНОГО?
Новый этап развития выставочного движения в нашей стране начался в начале
90-х годов, и в период 1995-1997 годов достиг своего апогея. Особенно бурно
выставочный бизнес развивался в регионах: по нашим подсчетам, в 1996 году в
различных городах нашей страны только на тему по безопасности состоялось
порядка 20 выставок. Очень популярными также были продовольственная и
туристическая темы. К сожалению, повышенная выставочная активность регионов
носила весьма неоднозначный характер.
С одной стороны выставки оказывали благотворное влияние на развитие тех или
иных сегментов рынка: предприятия налаживали системы сбыта, расширяли
дилерские сети и завязывали новые контакты, а потребители получали
уникальную возможность познакомиться с широким спектром новой продукции.
Но была и другая сторона медали: в погоне за количеством, нередко страдало
качество выставки. Высокая стоимость выставочной площади соседствовала с
довольно средним уровнем организации, слабым рекламно-информационным
сопровождением, небольшой площадью экспозиции, отсутствием деловых и
презентационных мероприятий. Тем не менее, в то время организаторов и даже
многих экспонентов это не смущало.
Августовский кризис 1998 года на несколько лет отбросил развитие
выставочного бизнеса. Масштабы всех выставок резко сократились, а их
количество уменьшилось в несколько раз. Дефолт ярко проявил ситуацию в
выставочном деле, поставив крест на неактуальных и неэффективных
мероприятиях, но дав второе дыхание наиболее жизнеспособным выставкам.
В настоящее время ситуация в России стабилизируется. Развитие выставочной
деятельности вышло на новый исторической виток и нашу страну снова лихорадит
выставочный бум. Однако сейчас пик активности приходится на Москву, а
собственно процесс развития выставочных проектов идет по пути
концептуализации мероприятий.
Тем не менее, проблема одновременного проведения выставок на одну и ту же
тему стоит очень остро. Повышенный интерес к организации экспозиций
объясняется обманчивым впечатлением доступности выставочного бизнеса. На
каждой профессионально организованной выставке всегда царит особая атмосфера
легкости, активности, праздничности. Вот у многих и возникает желание
попробовать себя на этом поприще. Однако мало кто задумывается, что для
того, чтобы пять выставочных дней прошли на таком подъеме, необходима
кропотливая работа в течение года как минимум. А многие «вершины»
достигаются только за несколько лет!
В связи с тем, что у выставочного бизнеса годовой цикл, должно пройти
два-три года, чтобы можно было понять эффективность и рентабельность
мероприятия. Соответственно, если результат окажется не очень высоким,
выставку нужно сворачивать. А сделать это, через несколько лет после старта
проекта как-то очень не хочется… Поэтому зачастую можно видеть «метания»
организаторов из стороны в сторону, перенос сроков проведения, смены
концепции выставки и т.д.
Негативное отношение к участию в выставках провоцирует и встречающаяся в
выставочном бизнесе недобросовестная конкуренция. К сожалению,
горе-предприниматели от выставочного бизнеса своими «опытами» дискредитируют
все выставочное движение в целом.
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧАСТИЮ В ВЫСТАВКАХ
Для того, чтобы не было «мучительно больно» за потраченные на выставку
деньги, силы и время, необходимо прежде всего определиться с целью своего
участия. Бытует мнение, что главная задача выставки – осуществление прямых
продаж непосредственно на выставке и рост объемов сбыта после ее окончания.
Безусловно, это важный момент. Однако, в середине 90-х годов, когда
формировалась эта точка зрения, между участниками рынка еще не были налажены
прочные связи. Сейчас ситуация изменилась. И объем продаж непосредственно на
выставке уже не играет доминирующей роли. Как и во всем мире, в России все
чаще выставка воспринимается как необходимый компонент инфраструктуры рынка:
с одной стороны - форма развития коммуникаций, а с другой - обратная связь с
потребителем. Кроме того, большое значение уделяется уникальной возможности
оценить конкурентов, определить свое положение на рынке, опробовать новинку
и т.д. В прямой зависимости от цели участия находится размер выставочного
стенда и программа презентационных мероприятий.
Прежде чем принимать решение об участии в той или иной выставке, необходимо
выяснить, сколько раз она проводилась, так как чем больше лет существует
выставка, тем выше уровень ее посещаемости и, в идеале, уровень организации.
Последнее, безусловно, зависит от профессионализма организаторов и их умения
расширять информационное поле своего мероприятия. Также необходимо
учитывать, что уровень выставки напрямую связан со степенью развитости
рынка.
Неоднократно мне доводилось слышать разговоры о том, что ежегодное участие в
той или иной выставке не нужно, и проводить выставочные мероприятия лучше не
каждый год. Опыт западных компаний показывает, что это не всегда обосновано.
Период в два или более лет целесообразен только для узкоспециализированных
выставок.
Кроме того, в пользу ежегодных выставок говорит и динамика развития нашей
страны. Говорят, не побываешь в Париже полгода и найдешь все на своем месте,
а если уедешь на две недели из России, то рискуешь не узнать родную улицу.
Ни в одной стране структура рыночных предпочтений не меняется так быстро.
Кроме того, на результат выставки влияет отношение экспонента и степень его
подготовленности к участию. Для достижения максимального результата, каждый
экспонент должен провести целый ряд подготовительных мероприятий, провести
свою рекламную кампанию в специализированных или многотиражных СМИ, в
зависимости от целей, которые он преследует. Почти всегда возможно
подключиться к рекламной кампании организатора выставки и разместить
информацию о своей фирме в публикациях выставки и рекламу в каталоге.
Огромную роль в повышении эффективности участия играет также предварительное
приглашение на стенд специалистов и потенциальных партнеров.
И, безусловно, необходимо приложить максимум сил, чтобы привлечь к себе
посетителей уже непосредственно на выставке. Прежде всего необходимо
эффектно оформить свой стенд, а также самым тщательным образом
проконсультировать и подготовить стендистов. Одним из самых эффективных
способов привлечения внимания потенциальных партнеров и клиентов является
проведение презентационных мероприятий и семинаров.
ЗАЧЕМ ВСЕ-ТАКИ НУЖНЫ ВЫСТАВКИ?
Разумно проведенная выставка — это целенаправленная и очень эффективная
рекламная кампания, ни у кого не вызывающая агрессивной реакции, потому что
хорошая выставка — всегда праздник.
Основной задачей выставочного движения является создание положительного
имиджа экспонируемых организаций наряду с повышением престижности самой
выставки, так как эти понятия взаимосвязаны — чем престижней выставка, тем
выше отдача для участников; чем привлекательней экспозиции фирм, тем
интересней выставка для посетителей.
Выставка – это также и эффективный инструмент сбыта. На выставке возможно не
только представить свой товар во всей его красе, но также и провести
исследование востребованности продукта, его эстетических и потребительских
показателей.
Один из самых безусловных моментов хорошо организованной выставки –
предоставляемая экспонентам возможность работы не только и не столько с
конечными покупателями, но с торговыми и оптово-закупочными организациями.
Хочется отметить еще одну, на мой взгляд, ведущую функцию выставок. Процесс
организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с
государственными структурами и общественными объединениями, оказывая
колоссальное воздействие на формирование промышленной политики. Таким
образом способствует интенсивному развитию как отдельно взятого предприятия,
так и всей экономики в целом.
При использовании публикаций с портала www.ExpoNews.ru ссылка на проект обязательна!
|